Подбор очков — это очень серьезное дело, иногда оно занимает значительно больше времени и сил, чем осмотр и назначение лечения при некоторых заболеваниях.
В XIX веке были детально изучены оптические свойства глаза, сложилась научная основа для подбора очков, и эту ответственную процедуру стали выполнять врачи.
В начале XX века оптики принялись глубоко изучать физиологию органа зрения, природу его нарушений, принципы дейтсвия линз на зрение и способы их подбора. Эта выделившаяся область знаний получила название «оптометрия».
Особенно бурное развитие она получила в США, в России оптометрия только набирает силу. Основной поток людей, нуждающихся в оптической коррекции зрения, все еще принимают врачи-офтальмологи.
Очки — это простые и сложные оптические системы, применяемые для коррекции аметропий и расстройств аккомодации, а также для исправления недостатков мышечного аппарата глаза. Очки состоят из оправы и очковых линз.
Очковая оправа должна отвечать ряду требований:
- не вызывать болезненных состояний при контакте с кожей лица,
- чувство тяжести и давления,
- иметь поверхность, легко очищаемую от загрязнений.
К оправе предьявляют и большие эстетические требования. Хорошо подобранная оправа не только не портит лицо, но может скрыть недостатки, сделать человека более привлекательным. Не случайно форма оправ подчиняется влиянию моды, подобно предметам туалета.
В физическом смысле задача исправлений аметропий состоит в том, чтобы с помощью линз получить четкое изображение на сетчатке. В условиях бинокулярного зрения изображение на обоих сетчатках должно занимать одинаковое пространство и быть равным по величине.
При подборе очков целесообразен следующий порядок обследования:
- Собрать анамнез — в чем конкретно заключаются жалобы на зрение, чем не устраивают очки. Плохо в них видно? Далеко? Близко? Испытывает ли чувство дискомфорта или есть головокружение? Есть ли ощущение, что один глаз мешает другому? Есть ли двоение?
- Помимо этого, нужно поинтересоваться родом занятий. С чем чаще приходится иметь дело: с компьютером, людьми, документами, мелкими деталями, чертежной доской, музыкальными инструментами, оптическими приборами или вождением автомобиля?
- Выяснить, какими средствами коррекции пользовался клиент раньше: очки или контактные линзы. Носил ли очки? Для дали или близи, очки с бифокальными линзами, очки для чтения (на ближнем или среднем расстоянии), очки с прогрессивными линзами (марка и тип линз). Материал линз, цвет, покрытие. Измерить предыдущую коррекцию: сферу, цилиндр, ось, add. Узнать, когда были изготовлены предыдущие очки.
- Проверить качество зрения в старых очках, измерить остроту зрения в зонах для дали и для близи.
- Понять причину замены линз и проверить необходимость такой замены. Каковы визуальные потребности клиента? Каковы условия пользования очками:
- постоянное ношение или временное,
- требуемое рабочее расстояние,
- каковы специальные требования: профессия, хобби, увлечения,
- требуемая четкость зрения,
- необходимое поле зрения.

Очки назначают для улучшения зрения, иногда это бывает «палка о двух концах». Улучшая какие-то одни очень важные свойства зрения, очки неизбежно ухудшают какие-то другие свойства.
Прежде всего очки изменяют видимые размеры предметов: «плюсовые» линзы их увеличивают, а «минусовые» их уменьшают. Очковые линзы могут изменять видимые расстояния до предметов. Однако, если линзы в очках сферические, однофокальные, одинаковые на обоих глазах, человек к изменению масштаба очень быстро привыкает.
Совсем иначе обстоит дело с бифокальными и астигматическими линзами, разной оптической силы на двух глазах. Очки с бифокальными линзами затрудняют ходьбу по лестнице: ступеньки через нижнюю часть линзы кажутся близко, чем есть на самом деле, и человек может упасть. Такая же картина может возникать с линзами большой цилиндрической составляющей. Неодинаковое увеличение предметов в разных меридианах в астигматических линзах называется дисторией. Рано или позлно к этому явлению привыкают.
Другое искажение восприятия пространственных отношений возникает, если в очки вставлены линзы разной оптической силы. По причине разного увеличения предметов возникает разномерность изображения на сетчатках обоих глаз. Это явление называется анизейконией.
Американский физиолог Эймс показал, что при этом происходит. Если разница не велика и слияние изображений в мозге еще возможно, то человек, надевший такие очки и стоящий в центре комнаты, воспринимает угол перед ним ближе, чем другой. Комната становится как бы косой. Зрительная система учится быстро компенсировать такое искажение пространства. А вот касающаяся разница размеров левой и правой половины предмета, например, книги — не такая редкая жалоба людей, впервые надевших очки с линзами разной оптической силы, особенно если это касается линз с разной цилиндрической составляющей.
Анизейкония — одна из причин непереносимости очков с линзами разной оптической силы. При этом, на хуже видящий глаз приходится подбирать линзу меньшей оптической силы, дающей неполную коррекцию.
Дети переносят большую разницу между значениями рефракции линз, чем взрослые. Взрослые, которым впервые назначают анизометропические очки с линзами разной оптической силы, обычно редко переносят разницу более, чем 2, 0 Д.
Но есть еще одна причина непереносимости таких очков. Она связана с призматическим действием сферических и астигматических линз. Всякая «плюсовая» линза действует в периферической зоне как призма, обращенная основанием к центру, а всякая «минусовая» линза — как призма обращенная основанием от центра. Если знак и сила обеих линз в очках одинаковы, то при поворотах глаз угол между их зрительными осями не изменяется или говорят, что мышечного равновесия двух глаз не нарушается. Если же разные, то угол изменяется. Такое свойство анизометропических очков называется анизофорией. Особенно неприятно проявляет оно себя при взгляде вниз. При этом, человек может испытывать двоение. У человека, читающего в таких очках книгу, строка раздваивается по вертикали, одно из этих изображений наползает на изображение другой строки и чтение становится невозможным.
Призматическое действие линз проявляется и в другом случае, когда центры очков не совпадают со зрительной осью. При этом, в очках с линзами «положительной» рефракции возникает призма, обращенная в ту же сторону, куда смещены центр линзы, а в очках с «отрицательной» рефракцией — в противоположную. Линзы положительных рефракций представлены как две призмы, сложенные основаниями, а линзы отрицательных рефракций, как две призмы, сложенные вершинами.
Чаще всего происходит смещение центра линз к виску, когда межцентровое расстояние в оправе не совпадает с межцентровым расстоянием клиента. В очках с линзами высоких значений рефракций или при большой децентрации начинаются неприятности: от чувства дискомфорта и головной боли до двоения предметов.
Дефентрация к наруже линз положительных рефракций переносится гораздо хуже, чем линз отрицательных рефракций: так, в первом случае сходящееся косоглазие, а во втором — расходящееся косоглазие. Последнее может преодолеваться усилием конвергенции, а первое — нет.
Признаком неправильной центровки линз в очках для близи является характерная жалоба пациента: книга ему представляется выпуклой или вогнутой. Еще хуже — смещение центра линзы одного глаза по отношению к другому по вертикали — при этом возникает вертикальное двоение, очень плохо переносимое человеком.
Есть еще одно отрицательное действие очков — воздействие на поле зрения. Линзы отрицательных рецракций расширяют поля зрений, поэтому периферия общего поля зрения становится, как бы, двойной — она видна вне линзы и через нее.
Линзы положительных рефракций сужают поле зрения: между той частью, которая видна через очки имеется «слепая» зона. Такое выпадение поля зрения называется кольцевой скотомой. Кольцевая скотома начинает появляться в линзах при значениях оптической силы в (+)5-6 Д. Особенно большие неприятности кольцевая скотома причиняет людям, носящим сильные плюсовые линзы от (+) 10,0 до (+) 12,0 после удаления хрусталика. При переходе улицы они могут не увидеть сбоку идущий транспорт.
Таковы основные «сюрпризы», с которыми может столкнуться человек, впервые надевший очки. Большинство из них носит временный характер, человек к ним привыкает, приспосабливается, адаптируется. Чем сильнее они выражены, тем желательнее носить очки постоянно, потому что после перерыва при каждом новом одевании очков эти явления будут повторяться.
К очкам нужно привыкнуть!
Разный возраст — разный подход к назначению очковой коррекции. Говоря о подборе очков, мы имеем в виду взрослых людей активного трудоспособного возраста. Цель коррекции в этом случае — обеспечить максимальную зрительную работоспособность.
Главная цель коррекции зрения у детей — обеспечить правильное развитие органа зрения, не допустить амблиопии, косоглазия, прогрессирования близорукости и других трудно исправимых видов амметропий.
Показанием к назначению очков в раннем детском возрасте является анизометропия. При сходящемся косоглазии гиперметропию нужно корригировать как можно полнее, т.к. недокорригированная дальнозоркость требует постоянного напряжения аккомодации, а это, в свою очередь, вызывает напряжение конвергенции, усиливает угол косоглазия.
Иногда назначение очков с линзами положительных рефракций оказывается достаточным, чтобы косоглазие исчезло и появилось бинокулярное зрение. Такое косоглазие называется аккомодационным.
В 1-3 летнем возрасте выявляется и врожденная близорукость, которую тоже необходимо корригировать. Как говорил профессор Сергиевский Я. И., «Очки детям не подбирают, а назначают». Назначают для постоянного ношения, и в этом возрасте очки имеют и лечебный эффект. В дошкольном и школьном возрасте выявляют приобретенную близорукость.
Близорукость обычно корригируют полностью, а дальнозоркость и астигматизм — в той мере, в какой их не может компенсировать сама зрительная система.
Искусство оптометрии состоит в том, чтобы сразу выбрать ту степень гипокоррекции, которая обеспечит максимальную остроту зрения и достаточный комфорт. Для этого существуют методы субъективного подбора.
